Воскресенье, 24.11.2024, 07:50
Тобольский профессиональный лицей - филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
...
новости лицея [29]
Форма входа
Фотоальбомы
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Погода
Облако тегов
-/-
счетчик посещений
Формирование положительной мотивации мастера производственного обучения  – ведущий фактор развития профессиональной компетентности.
Л.Г. Бурдаева,
заместитель директора
 по учебно-производственной работе
ТПЛ- филиала ТюмГНГУ
     В условиях рыночной экономики залогом успешного функционирования учреждения начального профессионального образования становится подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников, что требует высокого уровня квалификации педагогических кадров. Для учреждения НПО встает вопрос о таком педагоге, который обладал бы культурой профессиональной деятельности, способностью  превращать специальность, носителем которой он является, в сред­ства формирования личности обучающихся.
     Поэтому основной целью работы инженерно-педагогического коллектива Тобольского профессионального  лицея является совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Для достижения этой цели разработана Программа развития лицея, в реализации которой принимают участие все без исключения работники учебного заведения. Но первоочередная роль в этом процессе отведена мастеру производственного обучения.
     Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой.
    Компетентность мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных  технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества. Ведущим фактором  мотивации мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, наличие удовлетворенности результатами своего труда. Все люди мотивируются разными факторами. Сформировать соответствующую систему мотивации мастеров производственного обучения лицея помогают соответствующие способы:
1. Экономические способы
  Материальная поддержка обычно используется для поощрения сотрудников. В Положении об оплате труда работников лицея – филиала Тюменского государственного университета к таким вариантам относят:
 - премию по итогам работы или определенного периода (полугодия, года);
 - повышающие коэффициенты к должностным окладам;
 - компенсационные, стимулирующие и социальные  выплаты.
     Кроме того, материальная поддержка осуществляется через:
 - бесплатный медицинский осмотр и другие медицинские услуги, в т.ч. через центр «Здоровье» ГЛПУ ТО;
 - корпоративные празднества и вечеринки;
 - регулярную оплату учебно-методической литературы ;
 - аттестацию на более высокую категорию;
 - назначение на руководящую должность (председателем методической комиссии, заместителем директора и др.);
 - содействие в улучшении жилищных условий.
     Экономические способы стимулирования мотивации обладают ограниченной эффективностью. Поэтому в практике работы администрации лицея, как и в практике работы других учебных заведений НПО региона, используются нематериальные стимулы (интеллектуально-творческие, ресурсные, статусные).
2. Интеллектуально-творческие способы
    Это способы мотивации творчески работающих мастеров производственного обучения, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Среди таких приемов в лицее используются:
 - доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы;
 - устная похвала после посещения урока производственного обучения или мероприятия;
 - проведение открытых уроков, семинаров;
 - направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
 - содействие в выдвижении на престижный конкурс, в т.ч. конкурсы профмастерства,  проводимых  совместно с социальными партнерами: ООО Тобольск-Нефтехим,  ПАТП и др.
 - возможность представлять лицей на значимых мероприятиях (педагогических чтениях, региональных и межрегиональных  конференциях);
 - помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
 - участие в конкурсе «Мастер года»;
 - содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.
                Конечно, долгосрочные способы интеллектуально-творческой мотивации перспективнее. В них заложена концепция делегирования полномочий, благодаря чему повышается уровень компетентности мастера.
3. Ресурсные способы
    Администрация лицея использует способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы  близки педагогам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе:
 - удобный график отпуска, а также его непрерывность;
 - наиболее компактный (без окон) график работы;
 - методические часы и дни;
 - возможность выбора учебной нагрузки;
 - дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску).
   Администрация лицея использует и такие  ресурсные способы стимулирования, как предоставление постоянного кабинета,  дополнительного оборудования или новой мебели, заведование цехом или лабораторией,  создание комфортной рабочей обстановки (шторы, жалюзи, кашпо, стенды, картины и т. п.).
 
  4.Статусные способы
 
Данные методы администрация лицея использует для повышения роли педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения (десять мастеров производственного обучения, а это более 50% данной категории работников, имеют стаж работы свыше 15 лет). В  число статусных способов входят:
 - публичная похвала на совещании или педсовете;
 - вынесение благодарности в приказе;
 - представление к грамоте или званию;
 - статьи о лидерах лицея в СМИ;
 - признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта  
    творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);
 - выражение признательности со стороны детей и их родителей.
   В спорте давно известен принцип: приказом можно заставить тренироваться, но невозможно принудить добиться высоких результатов. Администрация лицея хочет, чтобы  педагоги стали настоящими профессионалами, а для этого создает условия для поощрения инициативы и исполнительности подчиненных, постоянно подчеркивая, что верит в своих сотрудников. Диагностика исследования мотивации мастеров производственного обучения лицея показывает, что смысл работы и чувство удовлетворения от нее для педагогов, зачастую, значительно важнее размера заработка. Будь это иначе, кто бы работал сегодня в системе НПО?
Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz