Пятница, 19.04.2024, 11:00
Тобольский профессиональный лицей - филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
...
новости лицея [29]
Форма входа
Фотоальбомы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Погода
Облако тегов
-/-
счетчик посещений

ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  ТЕСТИРОВАНИЯ

 НА УРОКАХ  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Пермитина Марина Леонидовна,

мастер производственного обучения

ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»

    Технологизированный подход в обучении характеризуется диагностическим способом постановки педагогических целей, заключающимся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учащихся в виде конкретных умений. Для проектирования технологии начального профессионального образования, где практическое обучение занимает 50% учебного времени и конечный результат определяется количеством и качеством освоенных профессиональных и ключевых компетенций, этот подход является наиболее актуальным.

  Формирование трудовых умений, компетенций в процессе производственного обучения осуществляется в основном в процессе выполнения учащимися учебно-производственных работ, в процессе производственного труда, выпуска реальной продукции. Такая взаимосвязь обучения с производительным трудом предопределяет разделение целей производственного обучения на цель учебную – научить и цель производственную – сделать, обработать, отремонтировать, изготовить и т.д. Производительный труд обучающегося является не целью, а только средством обучения, с разделением целей производственного обучения на цели производственные и цели учебные. Для мастера учебные цели трудовой деятельности учащихся первостепенны, а для учащихся первостепенным, как правило, являются цели производственные, для них главное - как правильно, качественно, производительно выполнить задание. Цель мастера производственного обучения как организатора и руководителя учебного процесса заключается именно в том, чтобы на каждом этапе практического обучения, на каждом уроке, занятии превратить производительный труд учащихся в труд учебный.

Инновационные технологии – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. К инновационным технологиям можно отнести теории  П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также тесты. Сущность теории состоит в том, что внешние действия студентов (учащихся) постепенно преобразуются во внутренние, умственные. Обучение строится поэтапно:

1 этап – дается ориентировка в задании, выдается объект исследования, и путем «проб и ошибок» студенты (учащиеся) должны выявить  характеристику объекта;

2 этап – учащиеся получают указания, как выполнять действия;

3 этап – идет планомерное обучение, анализ заданий. Ошибки на данном этапе ограничены.

Поэтому к инновационным технологиям относят применение на занятиях тестирования. Тест – стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках. Тестовые задания находят сейчас самое широкое применение в практической работе мастера и преподавателя. Потому что тест – это игра, познавательная и увлекательная. Отвечая на вопросы тестов, учащиеся могут сами оценивать собственные знания по предмету. Использование такого вида работы помогает осуществлять невозможное – тотальный опрос учащихся по разным проблемам и превратить этот процесс в увлекательное занятие.

На уроках производственного обучения в цехах и лабораториях  широко используется технология тестирования. Тесты применяются на вводном инструктаже при актуализации знаний учащихся –  это проверка ранее изученного и отработанного;  при текущем инструктировании – это проверка правильности выполнения трудовых приемов;  на заключительном инструктаже – проведение рефлексии.

Тесты на проверку качества усвоения и применения профессиональных знаний в зависимости от цели их применения разрабатываются на различные уровни усвоения, каждый из которых ориентировочно соответствует определенному этапу производственного обучения.

1 уровень – период освоения трудовых приемов, операций и выполнения простых комплексных работ;

2 уровень – период выполнения сложных комплексных учебно-производственных работ при обучении в учебных мастерских и в условиях производства;

3 уровень – производственная практика, итоговый контроль.

Форма и структура тестов (заданий и эталонов) могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания контролируемого материала.

Тесты 1 первого уровня включают задания на:

- различие – требуют выбора одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных на вопрос или вопросы;

 примеры тестов, применяемых на вводном инструктаже -  проверка качества усвоения знаний:

Пример:

Т Е С Т  1-ГО  УРОВНЯ

на проверку качества усвоения и применения знаний на практике

 

ПРОФЕССИЯ – слесарь по КИП и А

ЗАДАНИЕ: Укажите, каким способом из перечисленных можно избежать смещения отверстия

                        при сверлении:

1) обильно применять охлаждающую жидкость;

2) произвести дополнительное рассверливание отверстия сверлом меньшего диаметра;

3) заточить сверло точно по шаблону;

4) уменьшить подачу;

5) удалять стружку из отверстия в процессе сверления.

 

ЭТАЛОН правильного ответа:

1

2

3

4

5

нет

да

да

нет

нет

 

- соотнесение – требуют нахождения общности и различия в изученных объектах и на основе этого соотнесения предложенных вопросов с правильными ответами, приведенными в произвольном порядке.

Пример:

 

Т Е С Т  1-ГО  УРОВНЯ

на проверку рефлексии

ПРОФЕССИЯ – слесарь по КИП и А

ЗАДАНИ Е. Установите соответствие между резьбой и ее обозначением:

 

Типы резьб

Обозначения

1. Метрическая резьба с крупным шагом;

2. Трубная цилиндрическая;

3. Круглая;

4. Трапецеидальная

А)    G 3|2 LH

Б)     M 10

В)     Tr 40x6

Г)      Rd 12

 

ЭТАЛОН правильного ответа:

Типы резьб

обозначения

1

2

3

4

Б)

А)

Г)

В)

 

Тесты 2 уровня включают задания на:

- подстановку – требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем, технологических карт и т.д. предложенными  недостающими или составляющими;

Пример:

ЗАДАНИЕ:  В описании принципа действия прибора заполнить пропуски словами или фразами.

                Принцип действия _________________________  основан на уравновешивании силы, возникающей под действием измеряемого давления, силой упругости чувствительного элемента прибора.

Подтекстовые слова и фразы: пневмосилового преобразователя, сильфонного манометра, преобразователя давления, манометра, сигнализатора.

 

- конструирование ответа – требуют четкого ответа на поставленный вопрос в удобной для контроля форме (заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы, выражение зависимости и т.д.)

Пример:

ЗАДАНИЕ:  При проверке преобразователя давления типа

                       «Сапфир – 22ДД»  получены следующие результаты:

1. Выходной сигнал отсутствует.

2. Выходной сигнал нестабилен, погрешность преобразователя

     превышает допустимую.

    ОПРЕДЕЛИТЬ:  Причины и способы устранения неисправностей

                                     (заполнить таблицу).

проверки

 

Причины

 

Способы устранения

       1.

 

 

 

 

       2.

 

1)

 

 

 

 

 

2)

 

 

 

- решение типичной задачи – требуют выполнение расчетов на основе использования усвоенных типовых правил.

Пример:

ЗАДАНИЕ  № 1.  

Переведите показания прибора 800 мм вод. ст. в кгс/см2 , кПа.

 

 

 

ЗАДАНИЕ  № 2.

Определите действительное значение пара если манометр, измеряющий давление установлен ниже точки отбора давления на 10 м и имеет показания 8 кгс/см2.  Ответ выразите в кПа.

Удельный вес конденсата при  t=20o     Y=1000 кгс/см2

 

Задания в тестах должны соответствовать следующим общим требованиям:

- задание должно быть типичным для профессии учащегося;

- объем задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время ( не более 1 часа);

- задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения учащимся на соответствующем этапе практического обучения;

- задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

- сложность заданий  в системе тестов должна повышаться по мере продвижения учащихся в овладении профессией;

- формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он именно должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть.

В условиях выполнения теста отражаются: место и оборудование для проведения тестирования; характер заготовки (размер, материал); оснащение (инструмент, приспособления, вспомогательные материалы); требования к результатам выполнения теста по качественным и количественным показателям. В тесте также указывается документация, которой может пользоваться учащийся: рабочий чертеж; принципиальная схема; документы письменного инструктирования (инструкционная или инструкционно-технологическая карта, карта технологического процесса и т.д.) .

Тесты, используемые при самостоятельной работе учащихся и  текущем инструктировании:

 – тесты на правильность выполнения трудовых приемов

-  тесты на проверку владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ.

 Эталоном выполнения тестов является поэтапное описание правильного и качественного выполнения задания, с которым сравнивается процесс и результат выполнения задания и делаются соответствующие выводы. При необходимости к эталону прикладываются чертежи, схемы, инструкционные карты, эскизы, рисунки.  Целью тестирования является не столько проверка рациональности технологии,  последовательности выполнения задания, сколько проверка соблюдения правил, требований, условий и других параметров, характеризующих качество освоения изучаемых трудовых приемов.  При отсутствии инструкционной карты на изучение соответствующих трудовых приемов, качественно разработанный эталон  теста служит мне хорошим инструктивным материалом при освоении учащимися этих приемов.


Тестовый контроль знаний и умений наиболее удобен при проведении поэтапной и итоговой аттестации учащихся на определенный уровень квалификации, а также контрольных работ по производственному обучению, проводимых мастером или руководством учебного заведения.

Цель тестового контроля заключается в том, чтобы проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки, адекватность этого уровня требованиям государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz