Воспитание гражданственности у
обучающихся в условиях профессионального лицея (из опыта работы)
Л.Н.Ишметова
мастер производственного обучения
ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»
В условиях модернизации российского образования
воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с
обучающимися. Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком
себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание
гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса
к истории своей страны, ее жизни, к ее народу.
В лицее формируется система нравственно-патриотического
воспитания. Немаловажная роль в реализации этой работы отводится работе в
группе. Мастер производственного обучения способствует решению основных задач,
которые определены планом работы лицея по воспитанию гражданственности.
Одной из педагогических находок можно
считать организацию деятельности обучающихся в инициативных и творческих
группах по интересам. Ведь плодотворный процесс в любой области зависит, прежде
всего, от положительной мотивации участников деятельности на достижение
результата.
С целью повышения мотивации обучающихся используются
различные способы проведения мероприятий. Так, например, ребята, увлекающиеся
информационными технологиями, создают содержательные и интересные презентации и
любительские фильмы об истории лицея, города, важных вехах страны, Отечества.
Такие творческие работы интересны ровесникам, близки им по формам решения творческих
и технических задач. В ходе просмотра органично происходит самореализация обучающихся,
знакомство с накопленным обществом опытом, формирование гражданской позиции по
различным социальным вопросам.
Ребята, увлекающиеся
эколого-экскурсионной деятельностью, кроме создания и реализации экологических
проектов, находят в себя в работе «Отряда Мэра», Вахты памяти, Кадетских
классах, так как привыкли видеть существующие в природе и обществе проблемы,
стремиться к гармонии при решении этих проблем. Искренность в отношениях
позволяет оказывать реальную помощь людям и достойно принимать её.
В деятельности группового
самоуправления принимают участие активные и творческие подростки, с зачастую сложившимися убеждениями. Такие обучающиеся не просто участвуют в
какой-либо деятельности, они выступают с инициативами
и являются лидерами в разработке и реализации личных и коллективных
социальных проектов, являются движущей силой в гражданском самоопределении
сверстников. Учащимися нашего лицея разработаны социальные проекты «Исторической
памяти». Работа по созданию таких
проектов осуществляется совместно с руководителем музея лицея.
Подростки, увлекающиеся написанием и исполнением
песен в стиле реп, участвуют в деятельности агитбригад, волонтерском движении.
Применяя свои способности к поиску решений актуальных вопросов, они сами
позиционируют себя, как активные граждане и вызывают доверие со стороны
сверстников, которые начинают всерьёз задумываться над поставленными вопросами.
Свои способности они проявляют на таких лицейских мероприятиях как: «Лицейская
звезда», «КВН», «Студенческая весна».
Для того чтобы всё вышеуказанное работало
и начало воплощаться в жизнь нужно серьёзно подойти к решению этого вопроса. В
первую очередь необходимо рассмотреть
следующие моменты по организации гражданской деятельности обучающихся:
- определить
спектр интересов (история, спорт, общественная деятельность, музыка, танец,
прикладное творчество, юмор и т.д.);
- определить
основные проблемы и вопросы становления гражданственности подрастающего
поколения на определенном возрастном этапе (отсутствие интереса к общественной
деятельности, низкая социальная активность, трудность в общении с людьми
старшего поколения и т.д.);
- наметить
реальные социально-полезные дела, которые обучающиеся могут делать на данном
возрастном этапе (благоустройство части территории микрорайона где проживают
ветераны, двора образовательного
учреждения, облагораживание детской площадки, расчистка сугробов на главных
дорожках вокруг лицея; проведение «Акций добра» в День Матери, в День России;
участие в концертах для различных категорий граждан: ветеранов, военнослужащих,
детей; выпуск детской газеты; поиск единомышленников для реализации проектов и
т.д.)
- создать
условия для систематической работы групп по интересам («Школа актива», «Школа
творчества», «СМИ» и т.д.);
- составить
планы сотрудничества с общественными объединениями города: клуб «Россияне»,
общественная организация ветеранов войны и труда, станция юных туристов;
- предусмотреть
мероприятия по подведению итогов деятельности различных групп учащихся, обмену
опытом, поощрение инициативных групп и наиболее активных, отличившихся ребят.
Реализуя план по воспитанию гражданских
качеств у обучающихся, необходимо помнить, что ощущение себя гражданином
начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою
семью, лицей, предприятие, город, как общность людей, связанных общим делом, в
том числе и профессиональным выбором.
|