Социализация личности подростка в условиях профессионального лицея
(из опыта работы)
В.В.Граб
мастер производственного обучения
по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным
приборам и автоматике»
ТПЛ - филиала ТюмГНГУ
О человеке во всём совершенстве владеющем своим ремеслом, говорят, уважительно: он Мастер. Так говорят о токаре, пекаре, столяре, металлурге. Но есть категория работников, для которых слово «мастер» означает их служебное положение, должность. Разновидность этой должности - мастер производственного обучения. Более 15 лет я работаю по этой специальности, и более 300 учащихся прошли вместе со мной школу слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике в Тобольском профессиональном лицее. Большинство из них стали неплохими мастерами своего дела.
От мастера производственного обучения сегодня требуются не только специальные знания, но и высокая педагогическая культура. Работа мастера - это самая ответственная работа, требующая любви к детям, большой самоотдачи в труде, умноженных на профессиональное, методическое и педагогическое мастерство. Объять необъятное невозможно. Остановлюсь на некоторых моментах своей работы, как мастера производственного обучения.
Считаю, что мощное социализирующее и воспитывающее воздействие на личность оказывает коллектив, в котором находится подрастающая личность.
Контингент обучающихся лицея комплектуется из выпускников школ города Тобольска, района, а также других регионов. Каждая из этих школ имеет свои традиции и свой стиль воспитания. Поэтому уровень нравственной воспитанности обучающихся чрезвычайно различен. Их взгляды на одни и те же жизненные явления, факты, события могут быть не только различны, но и противоположны. И это оказывает определённые трудности в процессе формирования коллектива.
Организацией ученического коллектива я начинаю заниматься ещё до начала учебного года, изучая личные дела обучающихся, поступающих в группу, беседуя с родителями. У меня складывается первое впечатление о составе коллектива, формируется социальный паспорт .
Важное событие для меня - первая беседа с новой учебной группой. К этой встрече я готовлюсь, как к экзамену, так как настроение обучающихся, их желание учиться во многом зависят от первого впечатления о нашем учебном заведении, профессии и обо мне. В этот день я рассказываю об истории лицея, его лучших выпускниках, традициях коллектива, знакомлю новичков с требованиями, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: это отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за честь своего коллектива.
В начале учебного года традиционно педагог-психолог проводит различные диагностики, в том числе социометрию по методике Дж. Морено. Социометрия позволяет выявить межличностные отношения в группах, ее выражают количественно - коэффициентом сплоченности.
Анализ диагностики проводится по трём критериям:
1. Деловые отношения;
2. Учебные отношения;
3. Личные отношения.
Наименьший коэффициент - 0, наибольший – 1.
Если показатель выше 0,5 - группу можно назвать коллективом.
В результате анализа диагностики выявляется примерная расстановка сил: актив, «середняки», пассив.
«Середняки» - основа группы. Активные и благополучные - опора для мастера. Особое внимание я уделяю пассиву или «трудным». Трудные ребята редко бывают слабыми. Озорниками и задирами - да. Но часто способными, энергичными активистами.
После первого знакомства с обучюащимися и изучения их индивидуальных особенностей на первый план выходит важная задача - создание актива группы. Актив - это опора мастера. Целый ряд управленческих функций выполняет актив, который требует, контролирует, задаёт тон, формирует общественное мнение. Эта очень важная работа всегда начинается с общественных поручений. В конце каждого месяца актив проводит отчет перед группой о проделанной работе.
Большую роль в сплочении коллектива играет внеклассная работа. В процессе внеклассной работы мастер привлекает ребят к выполнению творческих коллективных заданий, завоёвывает их уважение и любовь. Становлению межличностных отношений способствуют традиционные мероприятия, такие как всероссийские соревнования «Кросс наций», «Лыжня России», участие в «Параде Победы», конкурс «Лицейская звезда», фестиваль патриотической песни «Димитриевская суббота», «КВН» и др.
Учитывая изменения, произошедшие за последнее время в обществе, стараюсь, как можно чаще привлекать родителей к мероприятиям, проводимым в группе.
Увеличилось количество разводов, неблагополучных семей, в которых позиция детей становится менее защищенной. В обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению своего ребенка, но вопросы культурного общения между родителями и детьми, духовного их развития в таких семьях зачастую не рассматриваются.
Традиционными стали мероприятия с целью сплочения семьи, всех участников образовательного процесса:
-классные часы «Наша дружная семья», «Родительский дом- начало начал», «Профессии моих родителей»;
-родительские собрания «Конвенция ООН о правах ребенка - гарантия его защищенности», «Способы сплочения коллектива», «Быть гражданином - быть толерантным»;
-соревнования «Папа, мама я - спортивная семья»;
-экскурсии на места работы родителей, походы по историческим местам нашего города.
Эти мероприятия служат началом тесного сотрудничества, обеспечивая взаимосвязь мастера производственного обучения, обучающегося и его родителей.
Социометрия на третьем курсе показывает положительную динамику установления межличностных отношений в курируемых мной группах.
Сплочение коллектива создает благоприятные условия для накопления позитивного социального опыта, повышения социальнозначимой компетенции будущего рабочего.