Социализация личности
подростка в условиях профессионального лицея
(из опыта работы)
В.В.Граб
мастер производственного
обучения
по профессии «Слесарь по
контрольно-измерительным
приборам и автоматике»
ТПЛ - филиала ТюмГНГУ
О человеке во всём совершенстве владеющем
своим ремеслом, говорят, уважительно: он Мастер. Так говорят о токаре, пекаре,
столяре, металлурге. Но есть категория работников, для которых слово «мастер»
означает их служебное положение, должность. Разновидность этой должности -
мастер производственного обучения. Более 15 лет я работаю по этой
специальности, и более 300 учащихся прошли вместе со мной школу слесаря по
контрольно-измерительным приборам и автоматике в Тобольском профессиональном
лицее. Большинство из них стали неплохими мастерами своего дела.
От мастера производственного обучения сегодня
требуются не только специальные знания, но и высокая педагогическая культура.
Работа мастера - это самая ответственная работа, требующая любви к детям, большой
самоотдачи в труде, умноженных на профессиональное, методическое и
педагогическое мастерство. Объять необъятное невозможно. Остановлюсь на
некоторых моментах своей работы, как мастера производственного обучения.
Считаю, что мощное социализирующее и воспитывающее
воздействие на личность оказывает коллектив, в котором находится подрастающая
личность.
Контингент обучающихся
лицея комплектуется из выпускников школ города Тобольска, района, а также других регионов. Каждая из
этих школ имеет свои традиции и свой стиль воспитания. Поэтому уровень
нравственной воспитанности обучающихся чрезвычайно различен. Их взгляды на одни
и те же жизненные явления, факты, события могут быть не только различны, но и
противоположны. И это оказывает определённые трудности в процессе формирования
коллектива.
Организацией ученического коллектива я
начинаю заниматься ещё до начала учебного года, изучая личные дела обучающихся,
поступающих в группу, беседуя с родителями. У меня складывается первое
впечатление о составе коллектива, формируется социальный паспорт .
Важное событие для меня - первая беседа с
новой учебной группой. К этой встрече я готовлюсь, как к экзамену, так как
настроение обучающихся, их желание учиться во многом зависят от первого
впечатления о нашем учебном заведении, профессии и обо мне. В этот день я рассказываю
об истории лицея, его лучших выпускниках, традициях коллектива, знакомлю
новичков с требованиями, без выполнения которых нельзя успешно изучить
профессию: это отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения,
борьба за честь своего коллектива.
В начале учебного года традиционно педагог-психолог проводит различные
диагностики, в том числе социометрию по методике Дж. Морено. Социометрия
позволяет выявить межличностные отношения в группах, ее выражают количественно -
коэффициентом сплоченности.
Анализ диагностики проводится по трём
критериям:
1. Деловые отношения;
2. Учебные отношения;
3. Личные отношения.
Наименьший коэффициент - 0, наибольший –
1.
Если показатель выше 0,5 - группу можно назвать
коллективом.
В результате анализа диагностики
выявляется примерная расстановка сил: актив, «середняки», пассив.
«Середняки» - основа группы. Активные и
благополучные - опора для мастера. Особое внимание я уделяю пассиву или «трудным». Трудные ребята редко бывают слабыми.
Озорниками и задирами - да. Но часто способными, энергичными активистами.
После первого знакомства с обучюащимися и
изучения их индивидуальных особенностей на первый план выходит важная задача - создание актива группы. Актив
- это опора мастера. Целый ряд управленческих функций выполняет актив, который
требует, контролирует, задаёт тон, формирует общественное мнение. Эта очень
важная работа всегда начинается с общественных поручений. В конце каждого
месяца актив проводит отчет перед группой о проделанной работе.
Большую роль в сплочении коллектива
играет внеклассная работа. В процессе внеклассной работы мастер привлекает
ребят к выполнению творческих коллективных заданий, завоёвывает их уважение и
любовь. Становлению межличностных отношений способствуют традиционные
мероприятия, такие как всероссийские соревнования
«Кросс наций», «Лыжня России», участие в «Параде Победы», конкурс «Лицейская звезда», фестиваль
патриотической песни «Димитриевская суббота», «КВН» и др.
Учитывая изменения, произошедшие за
последнее время в обществе, стараюсь, как можно чаще привлекать родителей к мероприятиям,
проводимым в группе.
Увеличилось количество разводов,
неблагополучных семей, в которых позиция детей становится менее защищенной. В
обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению
своего ребенка, но вопросы культурного общения между родителями и детьми,
духовного их развития в таких семьях зачастую не рассматриваются.
Традиционными стали мероприятия с целью
сплочения семьи, всех участников образовательного процесса:
-классные часы «Наша дружная семья»,
«Родительский дом- начало начал», «Профессии моих родителей»;
-родительские собрания «Конвенция ООН о
правах ребенка - гарантия его защищенности», «Способы сплочения коллектива»,
«Быть гражданином - быть толерантным»;
-соревнования «Папа, мама я - спортивная
семья»;
-экскурсии на места работы родителей,
походы по историческим местам нашего города.
Эти мероприятия служат началом тесного
сотрудничества, обеспечивая взаимосвязь мастера производственного обучения, обучающегося
и его родителей.
Социометрия на третьем курсе показывает
положительную динамику установления межличностных отношений в курируемых мной группах.
Сплочение коллектива создает
благоприятные условия для накопления позитивного социального опыта, повышения
социальнозначимой компетенции будущего рабочего.
|