Военно-патриотическое воспитание
учащихся Тобольского профессионального лицея
Стасенко Валерий Степанович;
преподаватель- организатор ОБЖ
ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.
В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Однако военно-патриотическое воспитание – это не только и не столько воспитание любви к Армии. Военно-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах. Необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. На этих примерах и следует воспитывать учащихся. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Одни лишь рассказы тут не помогут. Именно такой принцип – единства военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся должен заложен в основу деятельности образовательных учреждений.
Для старшеклассников военно-патриотическое воспитание – это обучение основам военной службы, духовно-нравственная и практическая подготовка к выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В этот период у старшеклассников формируется научное мировоззрение, их жизненное кредо. Поэтому в этот период важно донести до сознания учащихся, что, наряду с множеством других профессий, есть одна, которую они должны освоить обязательно – Родину защищать. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооружённых Силах страны, воинской обязанности и порядке прохождения военной службы, но и формировать у них общественно полезный опыт подготовки к защите Родины.
В настоящее время Россия испытывает огромные трудности с призывом на военную службу молодого пополнения. Годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. По данным Всероссийского центра исследований и мониторинга 50% юношей, подлежащих призыву, отказываются служить в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Переход на год службы внес перелом в отношение к призыву, сменил вектор с отрицательного на положительный. Это позволяет удерживать общество в относительной реальности призывного принципа комплектования армии. Немаловажную роль в этом сыграло принятие государственной программы о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации.
Подготовка учащихся по основам военной службы в Тобольском профессиональном лицее ведется в рамках учебного предмета «Основы безопасной жизнедеятельности». Основными целями и задачами подготовки является интеллектуальное, культурное и физическое развитие учащихся, их адаптация в обществе, подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа предмета ОБЖ рассчитана на 2 года обучения (всего 140 учебных часов, из них 50 - 1 курсе, 70 - 2 курс).
Курс 2 года обучения состоит из 30 часов теоретической подготовки (по истории развития ВС РФ, структуре ВС, функциям и задачам ВС РФ, видам и родам войск, их составу, традициям ВС, изучение федерального закона «О военной службе и воинской обязанности», о форме одежды, воинских званиях, ознакомление с отдельными положениями воинского устава) и 40 часов факультативных занятий. Но календарно-тематический план составлен таким образом, что эти занятия проводятся как практические занятия по начальной военной подготовке. Они включают в себя занятия по тактической, строевой, огневой, физической подготовке, преодолению полосы препятствий и т.д. И все эти занятия организуются и проводятся в конце 2 года обучения в течение 5 учебных дней, одновременно со всеми группами 2 курса на учебной базе лицея, а также на базе Учебно-методического центра подготовки специалистов МВД.
По окончании занятий учащиеся сдают экзамен по строевой, стрелковой и физической подготовке с выставлением итоговой оценки в диплом.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества, играет важную роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества и в наше время.
В Тобольском профессиональном лицее также организованы занятия по программе «Добровольная подготовка к военной службе слушателей специализированных факультативных классов». Программа рассчитана на 2 года (в объеме 40 часов). В рамках курса изучаются следующие дисциплины: основы военной службы; общевойсковая подготовка (тактическая, огневая, строевая, военная, военно-медицинская подготовка, оружие массового поражения); физическая подготовка (сила и силовая выносливость, общая и специальная физическая подготовка, армейский рукопашный бой).
Также в рамках данной программы юноши имеют возможность заниматься парашютной подготовкой.
Занятия проводятся во внеурочное время 3 раза в неделю по 2 часа. С 2006 г. обучение по данной программе прошли 6 групп, общее количество учащихся которых составило более 120 человек.
Ежегодно со слушателями специализированных факультативных классов организуются двухнедельные учебно-полевые сборы на базе детских лагерей города Тобольска. По окончанию программы слушатели получают свидетельство о дополнительном образовании. Курирует данную программу Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области.
В рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.» в лицее реализуется план военно-патриотического воспитания. Систематически проводятся уроки мужества, на которые приглашаются ветераны ВОВ, участники локальных контрактов, представители военного комиссариата, выпускники, отслужившие в рядах ВС РФ.
Организуются соревнования среди учащихся лицея по военно-прикладным видам спорта, как внутрилицейские, так и городские.
Ежегодно на первоначальный воинский учет ставится более 100 учащихся лицея. Стало традиционным торжественное вручение приписных свидетельств учащимся военным комиссариатом города. На ежегодные общие собрания родителей 1 и 2 курса обязательно приглашается военный комиссар города.
Учащиеся лицея принимают активное участие в мероприятиях, посвященных «Дню призывника», «Дню защитника Отечества», неделе воинской славы, Дню победы, фестивале военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», где некоторые становятся дипломантами.
Ежегодно до 50% плана города по набору на военную службу в ряды ВС РФ выполняют учащиеся лицея. Оценкой кропотливого труда преподавателей и мастеров производственного обучения лицея служит тот факт, что за последние 6 лет не было ни одного «отказника» среди учащихся лицея от службы в армии.
3 февраля 2010 года вступила в силу «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2010г.». Поставленные в ней задачи на улучшение здоровья молодежи, повышение уровня физической подготовки, совершенствование военно-патриотического воспитания, получение учащимися начальных знаний в области обороны и обучение основам военной службы, повышение мотивации к военной службе налагает на педагогический коллектив, администрацию лицея еще более ответственно подходить к воспитанию наших учащихся, к глубокому осмыслению каждым, что его личный труд, его отношение к учебе будет решать его судьбу и судьбу страны.