Военно-патриотическое
воспитание
учащихся
Тобольского профессионального лицея
Стасенко Валерий Степанович;
преподаватель-
организатор ОБЖ
ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»
Патриотизм – это исторически сложившаяся и
развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое
положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности
на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и
общество.
В одном из выступлений по российскому телевидению В.В.
Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и
о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в
современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего
поколения.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы
определяем патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс
деятельности государственных и общественных организаций по формированию у
граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Однако военно-патриотическое воспитание – это не
только и не столько воспитание любви к Армии. Военно-патриотическое воспитание
является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме
гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство:
история России большей частью не история мирного развития культуры,
общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых
конфликтов. При этом основой содержания военно-патриотического воспитания
является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших
духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и
правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности
по защите Отечества.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание – это
составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой
целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых
традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по
обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями,
навыками и умениями.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде
всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к
выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых
Силах. Необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить
ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы
Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность,
мужество, храбрость наших соотечественников. На этих примерах и следует
воспитывать учащихся. Стремление воспитать учащихся патриотами должно
подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Одни
лишь рассказы тут не помогут. Именно такой принцип – единства
военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся
должен заложен в основу деятельности образовательных учреждений.
Для старшеклассников военно-патриотическое воспитание –
это обучение основам военной службы, духовно-нравственная и практическая
подготовка к выполнению конституционного долга и обязанности по защите
Отечества. В этот период у старшеклассников формируется научное мировоззрение,
их жизненное кредо. Поэтому в этот период важно донести до сознания учащихся,
что, наряду с множеством других профессий, есть одна, которую они должны
освоить обязательно – Родину защищать. В учебно-воспитательном процессе следует
не просто передавать учащимся знания о Вооружённых Силах страны, воинской
обязанности и порядке прохождения военной службы, но и формировать у них
общественно полезный опыт подготовки к защите Родины.
В настоящее время Россия испытывает огромные трудности
с призывом на военную службу молодого пополнения. Годность призывников к
военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. По данным Всероссийского
центра исследований и мониторинга 50% юношей, подлежащих призыву, отказываются
служить в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Переход на год службы внес перелом в отношение
к призыву, сменил вектор с отрицательного на положительный. Это позволяет удерживать
общество в относительной реальности призывного принципа комплектования армии.
Немаловажную роль в этом сыграло принятие государственной программы о патриотическом
воспитании граждан Российской Федерации.
Подготовка учащихся по основам военной службы в
Тобольском профессиональном лицее ведется в рамках учебного предмета «Основы
безопасной жизнедеятельности». Основными целями и задачами подготовки является
интеллектуальное, культурное и физическое развитие учащихся, их адаптация в
обществе, подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа предмета ОБЖ рассчитана на 2 года обучения (всего
140 учебных часов, из них 50 - 1 курсе, 70 -
2 курс).
Курс 2 года обучения состоит из 30 часов теоретической
подготовки (по истории развития ВС РФ, структуре ВС, функциям и задачам ВС РФ,
видам и родам войск, их составу, традициям ВС, изучение федерального закона «О
военной службе и воинской обязанности», о форме одежды, воинских званиях,
ознакомление с отдельными положениями воинского устава) и 40 часов факультативных занятий. Но
календарно-тематический план составлен таким образом, что эти занятия
проводятся как практические занятия по начальной военной подготовке. Они включают
в себя занятия по тактической, строевой, огневой, физической подготовке,
преодолению полосы препятствий и т.д. И все эти занятия организуются и
проводятся в конце 2 года обучения в течение 5 учебных дней, одновременно со
всеми группами 2 курса на учебной базе лицея,
а также на базе Учебно-методического центра подготовки специалистов МВД.
По окончании занятий учащиеся сдают экзамен по
строевой, стрелковой и физической подготовке с выставлением итоговой оценки в
диплом.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой
устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение
специфические формы отношений в военной организации общества, играет важную
роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества и в наше время.
В Тобольском профессиональном лицее также организованы
занятия по программе «Добровольная
подготовка к военной службе слушателей специализированных факультативных
классов». Программа рассчитана на 2 года (в объеме 40 часов). В рамках курса изучаются
следующие дисциплины: основы военной службы; общевойсковая подготовка
(тактическая, огневая, строевая, военная, военно-медицинская подготовка, оружие
массового поражения); физическая подготовка (сила и силовая выносливость, общая
и специальная физическая подготовка, армейский рукопашный бой).
Также в рамках данной программы юноши имеют
возможность заниматься парашютной подготовкой.
Занятия проводятся во внеурочное время 3 раза в неделю
по 2 часа. С 2006 г. обучение по данной программе прошли 6 групп, общее
количество учащихся которых составило более 120 человек.
Ежегодно со слушателями специализированных
факультативных классов организуются двухнедельные учебно-полевые сборы на базе
детских лагерей города Тобольска. По окончанию программы слушатели получают
свидетельство о дополнительном образовании. Курирует данную программу
Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области.
В рамках Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.» в лицее реализуется план военно-патриотического
воспитания. Систематически проводятся уроки мужества, на которые приглашаются
ветераны ВОВ, участники локальных контрактов, представители военного
комиссариата, выпускники, отслужившие в рядах ВС РФ.
Организуются соревнования среди учащихся лицея по
военно-прикладным видам спорта, как внутрилицейские, так и городские.
Ежегодно на первоначальный воинский учет ставится
более 100 учащихся лицея. Стало традиционным торжественное вручение приписных
свидетельств учащимся военным комиссариатом города. На ежегодные общие собрания
родителей 1 и 2 курса обязательно приглашается военный комиссар города.
Учащиеся лицея принимают активное участие в
мероприятиях, посвященных «Дню призывника», «Дню защитника Отечества», неделе
воинской славы, Дню победы, фестивале военно-патриотической песни
«Димитриевская суббота», где некоторые становятся дипломантами.
Ежегодно до 50% плана города по набору на военную
службу в ряды ВС РФ выполняют учащиеся лицея. Оценкой кропотливого труда
преподавателей и мастеров производственного обучения лицея служит тот факт, что
за последние 6 лет не было ни одного «отказника» среди учащихся лицея от службы
в армии.
3 февраля 2010 года вступила в силу «Концепция
федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до
2010г.». Поставленные в ней задачи на улучшение здоровья молодежи, повышение
уровня физической подготовки, совершенствование военно-патриотического
воспитания, получение учащимися начальных знаний в области обороны и обучение
основам военной службы, повышение мотивации к военной службе налагает на педагогический
коллектив, администрацию лицея еще более ответственно подходить к воспитанию
наших учащихся, к глубокому осмыслению каждым, что его личный труд, его
отношение к учебе будет решать его судьбу и судьбу страны.
|