Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Красникова Луиза Сахиуловна,
председатель методической комиссии
профессий нефтехимического профиля
ТПЛ - филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»
Традиционной структурной единицей в организации методической работы в профессиональном лицее являются методические комиссии. Они призваны помогать педагогическим работникам овладеть новыми, более совершенными методами и приемами обучения учащихся, опытом работы лучших педагогов, систематически вести знакомство с педагогической и научно-популярной литературой, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, способствовать вооружению учащихся глубокими знаниями, прочными навыками и умениями.
В профессиональном лицее постоянно действует 3 методические комиссии:
1. Методическая комиссия общеобразовательного цикла;
2. Методическая комиссия строительного отделения;
3. Методическая комиссия профессии общего и нефтехимического профиля.
Методическая комиссия профессий общего и нефтехимического профиля Тобольского профессионального лицея курирует подготовку 7 специальностей:
2.17 «Слесарь» (ремонт машин и оборудования различного назначения)
1.12. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
21.3 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанции и сетей»
2.19 «Слесарь по ремонту автомобилей»
20.2 «Машинист технологических насосов и компрессоров»
2.18 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
20.1 «Аппаратчик - оператор»
Цель работы цикловой методической комиссии общего и нефтехимического профиля:
Совершенствование учебного воспитательного процесса на основе компетентностного подхода.
Задачи и содержание методической работы комиссии:
Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической до-кументацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, со-вершенствование самостоятельной работы учащихся, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в лицее с учетом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений для которых вуз готовит специалистов.
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в лицее в формах:
- учебно-методической работы;
- научно-методической работы;
- организационно-методической работы
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение педагогической квалификации инженерно-педагогического состава.
Научно-методическая работа имеет главной целью, на основе проведения исследований и обобщения передового опыта, перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.
Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой.
Перечень форм и видов методической работы методической комиссии:
1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Подготовка к практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике. Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов, лабораторных работ, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, методических материалов по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов.
Составление проектов новых учебных рабочих планов специальностей и специализаций. Изучение качества ЗУН, разработка мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Выработка единых требований к системе оценки знаний.
Составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам.
Пересмотр действующих программ дисциплин.
Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
Разработка методических материалов по контролю знаний студентов.
Составление тематики, заданий и подбор различных документов по расчетно-графическим работам, дипломным и курсовым проектам (работам), контрольным работам, домашним заданиям, производственной практике, ведения учебных журналов.
Разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.
Подготовка и проведение олимпиад с учащимися.
Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.
Составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной работы учащихся, графика прохождения практики и др.
Участие внутрилицейских мероприятиях по повышению педагогической квалификации, обсуждение методов обучения учащихся передовому производственному опыту и научной организации труда.
Рассмотрение письменных и экзаменационных выпускных работ и проверка выполнения учебных планов; разработка системы заданий с учетом дифференцированного подхода к учащимся; обсуждение перечней учебных работ; обсуждение результатов переводных и выпускных экзаменов, проверочных квалификационных работ.
Качественная работа мастеров производственного обучения в роли классных руководителей в группах лицея.
Периодическое заслушивание отчетов отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения о проделанной работе
Контрольные посещения занятий заместителем директора по производственному обучению и председателя методической комиссии: взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий. Разработка и корректировка тестов по текущему и итоговому (остаточному) контролям знаний учащихся по предметам.
2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Написание и подготовка к изданию учебных пособий, научно-методических статей и докладов.
Разработка новых образовательных технологий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
-проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в лицей.
-работа в приемной комиссии.
-подготовка материалов к заседаниям методической комиссии.
-участие в подготовке и работе в конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.
- организация, контроль и анализ самостоятельной методической работы членов комиссии;
- определение путей внеклассной работы, способствующих улучшению качества обучения по предметам спецтехнологии и производственного обучения;
- организация работы по изготовлению наглядных пособий, экранных средств обучения;
- организация работы проблемных семинаров, научно-технических, теоретических и практических конференций
- организация школы передового опыта
- организация лицейских педагогических чтений;
- организация открытых уроков;
- организация взаимопосещений уроков производственного обучения и теоретического обучения
- подготовка методических материалов для методических выставок;
- проведение олимпиад выставок
- эстетический вид кабинета (лаборатории, мастерских);
- наличие перечня учебно-методической; специальной литературы.
Одной из организацией является составление договоров с предприятиями для прохождения практики учащихся и последующим трудоустройством выпускников. Основные предприятия для которых ведется подготовка специалистов в Тобольском профессиональном лицее это ООО «Тобольск-нефтехим» и ОАО «Фортум» Тобольская ТЭЦ.
В целях компетентности мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин проходят курсы повышения квалификации (стажировки на предприятиях, обучение на курсах, самообразование);
Коллектив постоянно работает над совершенствованием учебного процесса по следующим направлениям: создание методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ, выполнению курсовых и дипломных проектов, формированию и внедрению инновационных направлений, в том числе информационных технологий обучения (модульные, компьютерные, проблемного обучения, игровые).
Основная задача
Особое внимание уделяется методам проблемного обучения: исследованы типы проблемных ситуаций в различных дисциплинах и процесс их разрешения. Продолжает совершенствоваться и более широко внедряться в учебный процесс лекционно-семинарская система ведений занятий. В течение года педагоги и мастера заполняют карты инновационной деятельности. Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование – составная часть непрерывного образования педагогических работников образовательного учреждения.
Общие направления самообразования: повышение педагогической квалификации путем изучения передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения; совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по предмету и профессии в целом; расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности.
Каждый преподаватель и мастер производственного обучения в начале учебного года определяет тему по самообразованию, которую согласует с зам. директора по производственному обучению и членами методической комиссии. Чаще всего эта тема не меняется на протяжении 2-х, 3-х лет, педагог ее развивает и совершенствует.
Преподаватели и мастера производственного обучения активно участвуют в разработке учебных программ, ведут работу по совершенствованию учебно-методической документации.
Огромную роль мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин отводят межпредметным связям по предметам теоретического и производственного обучения.
Также коллектив методической комиссии владеют как традиционными, так и инновационными методами обучения: деловые игры, уроки в форме круглого стола, экскурсии на предприятия отрасли и т.д.
Существующая система профессионального образования специалистов начального производственного звена в большей степени решает задачу подготовки профессионала - рабочего, где знания, умения и навыки служат основой успешности в производственном становлении выпускников.