Организация работы в методической комиссии
как одна из форм повышения профессиональной компетентности
инженерно-педагогических работников.
Красникова Луиза Сахиуловна,
председатель
методической комиссии
профессий нефтехимического профиля
ТПЛ
- филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»
Традиционной структурной
единицей в организации методической работы в
профессиональном лицее являются
методические комиссии. Они призваны помогать педагогическим работникам овладеть
новыми, более совершенными методами и приемами обучения учащихся, опытом работы
лучших педагогов, систематически вести знакомство с педагогической и
научно-популярной литературой, обеспечивать выполнение учебных планов и
программ, способствовать вооружению учащихся глубокими знаниями, прочными
навыками и умениями.
В профессиональном лицее постоянно
действует 3 методические комиссии: 1. Методическая комиссия
общеобразовательного цикла; 2. Методическая комиссия строительного отделения; 3. Методическая комиссия профессии общего и нефтехимического профиля.
Методическая комиссия профессий общего и нефтехимического профиля
Тобольского профессионального лицея курирует подготовку 7 специальностей:
2.17 «Слесарь» (ремонт
машин и оборудования различного назначения)
1.12. «Электромонтер по
ремонту и обслуживанию электрооборудования»
21.3
«Электромонтер по техническому обслуживанию электростанции и сетей»
2.19 «Слесарь по ремонту
автомобилей»
20.2 «Машинист
технологических насосов и компрессоров»
2.18 «Слесарь по
контрольно-измерительным приборам и автоматике»
20.1 «Аппаратчик -
оператор»
Цель
работы цикловой методической комиссии общего и нефтехимического профиля:
Совершенствование
учебного воспитательного процесса на основе компетентностного подхода.
Задачи и содержание
методической работы комиссии:
Методическая работа
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного
процесса учебно-методической до-кументацией, повышение педагогического
мастерства преподавателей, со-вершенствование самостоятельной работы учащихся, улучшение всех форм, видов и
методов учебной работы в лицее с учетом состояния и перспектив развития промышленных
предприятий, организаций, учреждений для которых вуз готовит специалистов.
Решение задач, обеспечивающих
достижение основной цели методической работы, осуществляется в лицее в формах:
- учебно-методической работы;
- научно-методической работы;
- организационно-методической
работы
Учебно-методическая
работа направлена на совершенствование методики преподавания
дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса,
внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической
работы, повышение педагогической квалификации инженерно-педагогического состава.
Научно-методическая работа имеет главной целью, на основе
проведения исследований и обобщения передового опыта, перспективное развитие
процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания,
поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и
технологии учебного процесса.
Организационно-методическая
работа охватывает мероприятия по управлению методической работой.
Перечень форм и видов
методической работы методической комиссии:
1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Подготовка к практическим, семинарским,
лабораторным занятиям, учебной практике. Разработка, написание, переработка,
рецензирование, подготовка к изданию конспектов, лабораторных работ, частных
методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр,
решению производственных задач, методических материалов по выполнению курсовых
и дипломных проектов (работ), методических разработок по применению новых
информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических
документов.
Составление проектов новых учебных рабочих планов специальностей
и специализаций. Изучение качества ЗУН,
разработка мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Выработка единых
требований к системе оценки знаний.
Составление рабочих программ по
вновь вводимым дисциплинам.
Пересмотр действующих программ
дисциплин.
Постановка новых и модернизация
действующих лабораторных работ.
Разработка методических материалов по контролю
знаний студентов.
Составление тематики, заданий и подбор
различных документов по расчетно-графическим работам, дипломным и курсовым
проектам (работам), контрольным работам, домашним заданиям, производственной
практике, ведения учебных журналов.
Разработка дидактических материалов:
наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.
Подготовка и проведение олимпиад
с учащимися.
Составление карт обеспеченности
дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической
документацией.
Составление документов по планированию
учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной
работы учащихся, графика прохождения практики и др.
Участие
внутрилицейских мероприятиях по повышению педагогической квалификации, обсуждение
методов обучения учащихся передовому производственному опыту и научной
организации труда.
Рассмотрение письменных и экзаменационных выпускных работ и
проверка выполнения учебных планов; разработка системы заданий с учетом
дифференцированного подхода к учащимся; обсуждение перечней учебных работ;
обсуждение результатов переводных и выпускных экзаменов, проверочных
квалификационных работ.
Качественная работа мастеров
производственного обучения в роли
классных руководителей в группах лицея.
Периодическое заслушивание
отчетов отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения о
проделанной работе
Контрольные посещения занятий
заместителем директора по производственному обучению и председателя
методической комиссии: взаимные посещения занятий, участие в проведении
показательных, открытых и пробных занятий. Разработка и корректировка тестов по текущему
и итоговому (остаточному) контролям
знаний учащихся по предметам.
2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Написание и подготовка к изданию учебных
пособий, научно-методических статей и докладов.
Разработка новых
образовательных технологий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
-проведение работы по
профессиональной ориентации молодежи при поступлении в лицей.
-работа в приемной комиссии.
-подготовка материалов к
заседаниям методической комиссии.
-участие в подготовке и работе
в конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.
- организация, контроль и анализ самостоятельной методической
работы членов комиссии;
- определение путей внеклассной работы, способствующих
улучшению качества обучения по предметам спецтехнологии и производственного
обучения;
- организация работы
по изготовлению наглядных пособий, экранных средств обучения;
- организация работы проблемных семинаров,
научно-технических, теоретических и практических конференций
- организация школы передового опыта
- организация лицейских педагогических чтений;
- организация открытых уроков;
- организация взаимопосещений уроков производственного
обучения и теоретического обучения
- подготовка методических материалов для методических выставок;
- проведение олимпиад выставок
- эстетический вид кабинета
(лаборатории, мастерских);
- наличие перечня учебно-методической;
специальной литературы.
Одной из организацией является
составление договоров с предприятиями для прохождения практики учащихся и
последующим трудоустройством выпускников. Основные предприятия для которых
ведется подготовка специалистов в Тобольском профессиональном лицее это ООО «Тобольск-нефтехим» и ОАО «Фортум»
Тобольская ТЭЦ.
В целях компетентности мастера
производственного обучения и преподаватели спецдисциплин проходят курсы
повышения квалификации (стажировки на
предприятиях, обучение на курсах, самообразование);
Коллектив постоянно работает над совершенствованием
учебного процесса по следующим направлениям: создание методических указаний по
выполнению лабораторных и практических работ, выполнению курсовых и дипломных
проектов, формированию и внедрению инновационных направлений, в том числе
информационных технологий обучения (модульные, компьютерные, проблемного
обучения, игровые).
Основная задача
Особое внимание уделяется
методам проблемного обучения: исследованы типы проблемных ситуаций в различных
дисциплинах и процесс их разрешения. Продолжает совершенствоваться и более
широко внедряться в учебный процесс лекционно-семинарская система ведений
занятий. В течение года педагоги и мастера заполняют карты инновационной
деятельности. Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование.
Самообразование – составная часть непрерывного образования педагогических
работников образовательного учреждения.
Общие направления самообразования: повышение
педагогической квалификации путем изучения передового опыта в области
педагогики, психологии, методики организации процесса обучения;
совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по предмету и
профессии в целом; расширение общекультурного кругозора и уровня общей
образованности.
Каждый преподаватель
и мастер производственного обучения в начале учебного года определяет тему по
самообразованию, которую согласует с зам. директора по производственному
обучению и членами методической комиссии. Чаще всего эта тема не меняется на
протяжении 2-х, 3-х лет, педагог ее развивает и совершенствует.
Преподаватели и мастера
производственного обучения активно участвуют в разработке учебных программ,
ведут работу по совершенствованию учебно-методической документации.
Огромную роль мастера
производственного обучения и преподаватели спецдисциплин отводят межпредметным
связям по предметам теоретического и производственного обучения.
Также коллектив методической
комиссии владеют как традиционными, так и инновационными методами обучения:
деловые игры, уроки в форме круглого стола, экскурсии на предприятия отрасли и
т.д.
Существующая система
профессионального образования специалистов начального производственного звена в
большей степени решает задачу подготовки профессионала - рабочего, где знания,
умения и навыки служат основой успешности в производственном становлении
выпускников.
|