Четверг, 25.04.2024, 08:51
Тобольский профессиональный лицей - филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
...
новости лицея [29]
Форма входа
Фотоальбомы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Погода
Облако тегов
-/-
счетчик посещений

Использование информационных технологий в преподавании физики

 

Преподаватель физики Гарина Е.В.

Тобольский профессиональный лицей-филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»

 

Для жизни в информационном обществе

необходимо владеть знаниями и умениями

в области информационных технологий.

Н.Д. Угринович

 

 

    Внедрение инновационных технологий, сотрудничество, сотворчество обеспечивают учащимся возможность усвоения системы научных понятий, которая позволяет им стать реальными субъектами учения. Функция методов обучения состоит в том, чтобы организовать и поддерживать учебную активность учащихся. Обучение учащихся активному выбору, поиску наиболее рационального способа решения, не навязывая единственный путь, по которому им следует идти, создание комфортных условий для сравнительно самостоятельного разрешения учащимися проблем являются прочной основой для формирования у них интеллектуальных навыков и творческого мышления.

   Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

Информационные технологии применяются преподавателями лицея, как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Преподаватель использует электронные и информационные ресурсы:

- в качестве учебно-методического сопровождения;

- при подготовке к уроку;

- непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний).

 

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:

- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

- использование видеороликов и рисунков для демонстрационных опытов;

- применение компьютерных тестов для организации контроля знаний;

- использование компьютера во внеурочной деятельности;

- создание учащимися презентаций для закрепления изученного материала и развития творческого мышления.

      

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Таких сценариев создано более 100. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока. Последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Плюсы презентаций состоят в том, что с их помощью урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения. Но для достижения этого не следует забывать о следующих рекомендациях:

- слайды презентации не следует перегружать текстовым материалом. Лучше разместить тезисы, основные даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно убрать вводные слова, оставить лишь короткие тезисы.

- наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить другим цветом или шрифтом для включения ассоциативной зрительной памяти;

- таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал лучше представить в виде графиков или диаграмм;

- анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательно использовать такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.

 - стихи лучше декламировать, а не записать на слайд презентации, но небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается учащимися в презентации;

- плохо воспринимается информация со слайда с темным фоном или  содержащего активный рисунок;

- звуковое сопровождение совершенно излишне, оно создает шум и мешает объяснению преподавателя. Исключением являются видеофрагменты, которые не предполагается комментировать во время просмотра.

Таким образом, компьютерные презентации - один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием рекомендуется не на каждом занятии, а лишь при объяснении некоторых тем.

На уроках физики презентации демонстрируются учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой экран.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации чаще всего используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, а также при организации текущего и итогового контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Для текущего контроля знаний  составляются тесты, которые могут быть и с самопроверкой. Их используют после изучения новой темы, как в конце урока, так и в начале следующего урока.

    Одно из основных направлений деятельности учителя физики - научить детей решать задачи.  Задачи отбираются из разных источников и демонстрируются  на экране, с целью закрепления учебного материала, а также и для текущего контроля знаний.

Для демонстрации физических опытов, а также как наглядное изображение опытов на уроках физики используются компьютерные видеоролики.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике:

- совместный диск   фирма «1С» и ООО «Физикон»  Открытая физика;

- мультимедийное учебное издание «Дрофа» Комплект электронных пособий 10-11 класс;

- материалы из Интернет-источников, например, с сайтов http://fizika.ru, сайта физического факультета МГУ http://phys.web.ru и многих других.

Во внеурочной работе также используются информационные технологии. Например, при проведении ученических конференций и внеклассных мероприятий по физике.

Учащиеся также создают презентации: в качестве домашнего задания, для закрепления изученного материала, развития творческого мышления.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес учеников к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в конечном итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнула общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудовой деятельностью, а информационные технологии – как средство повышения производительности и  эффективности труда. Сегодня ни одно предприятие и производство не может обойтись без информационных технологий. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет в дальнейшем играть решающую роль во всех жизненных ситуациях. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллектуальных способностях, эрудиции, умении ориентироваться в самых разнообразных нестандартных ситуациях. Применение информационных технологий способствует развитию  информационной  компетентности  учащихся и определяет уровень образованности человека. Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

 

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz